Под сеть ресторанов будем понимать рестораны, работающие под единым брендом, с единым меню в рамках одной территории, придерживающиеся единых технологических стандартов и стандартов обслуживания.
Является нормальным внесение некоторых изменений в работу предприятий сети в зависимости от региона, в котором они расположены. И эти изменения могут касаться чего угодно. В неблагополучных регионах можно делать более низкие цены, а, при наличии, специфических вкусовых запросах – вносить изменения в меню. Например, в регионах, где принято есть много острой пищи, можно либо увеличивать закладку перца (или других приправ), либо вообще предложить несколько блюд в национальном стиле.
Когда мы говорим о сети ресторанов, то почти всегда имеем в виду либо сеть демократичных ресторанов с обслуживанием, либо ресторанов быстрого питания. Причем, в последнем случае мы имеем в виду и точки стрит-фуда, поскольку в настоящее время они по большей части существуют как еще один формат сети.
Дорогие рестораны с трудом трансформируются в сеть, поскольку их главный конек – персонализированность во всем. Это не означает, что таких сетей не может существовать. И примеры этому есть. Сеть ресторанов Blue Elefant – мировая сеть. Но рестораны открываются с таким расчетом, что в каждой стране мира может быть открыт только один ресторан.
В других случаях, рестораны ценовой категории выше средней могут быть формально не сетевыми, но иметь настолько много признаков сети, что позволяет их с некоторой натяжкой относить к ним. Например, если рестораны с разными названиями открываются под патронажем одного и того же человека. В этом случае он является зонтичным брендом для всех этих ресторанов. То есть, потребитель идет не на названия этих ресторанов, на человека-бренда, открывшего их. Это довольно частый случай и имеет место быть практически в любой стране мира.
Основные преимущества сети заключаются в следующем:
Привлечение дополнительных клиентов за счет известности бренда
Эффект масштаба. Развитая сеть позволяет увеличивать частоту посещения ресторанов сети.
Большая устойчивость в кризисные периоды по сравнению с единичным рестораном.
Возможность привлечения высококвалифицированных специалистов.
Возможность развиваться по системе франчайзинга, что одиночным ресторанам практически недоступно. Это означает, что становится возможным ускоренное развития, в том числе и в других странах.
Обладая большими ресурсами, сеть имеет возможность усилить свою рекламную кампанию за счет центрального бюджета. То есть, каждый ресторан на местах имеет возможность рекламировать себя непосредственно в месте своего размещения, и, дополнительно существует сетевой рекламный бюджет, направленный на продвижение бренда.
Рестораны, входящие в сеть чаще всего имеют возможность получать лучшие места для аренды по приемлемым ценам. Арендодатели дожат сетевыми клиентами.
Недостатков у ресторанной сети по сравнению с единичным рестораном практически нет. Теоретически к ним можно отнести то, что одиночный ресторан способен более быстро реагировать на изменение внешних обстоятельств. Например, если нужно ввести в меню какие-нибудь дополнительные блюда, то в единичном ресторане это сделать проще. А в сети – поскольку это решение касается всех заведений, в том числе работающих в совершенно различной среде, такое решение просто не может быть принято быстро – цена ошибки прямо пропорциональна количеству ресторанов, входящих в сеть.